«Вперед — и точка!» — совместный проект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта — собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, что изменилось в их бизнесе за последний год.
Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.
Генеральный директор КСП Капитал УА ООО Вячеслав Исмайлов, являясь лауреатом рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров», ответил на вопросы в рамках проекта.
Какие первостепенные задачи стоят перед бизнесом на сегодняшний день?
Главная задача бизнеса, на мой взгляд, в текущих реалиях не изменилась — это получение прибыли. Однако преобразования, происходящие в нашей стране, трансформируют и способы реализации этой задачи. Получение прибыли и развитие бизнеса сегодня невозможно без серьезных усилий по улучшению качества товаров и услуг, без постоянного повышения технологичности и производительности труда, без неизменного и должного внимания к окружающей бизнес-среде, с точки зрения как экологии, так и социума. У потребителей же появляется осознание, что приобретаемые товары и услуги должны соответствовать адекватному соотношению «цена-качество», а также быть экологичными (в прямом и социальном смысле). На коротком горизонте эта трансформация, скорее всего, приведет к снижению нормы прибыли, но в долгосрочной перспективе она позволит увеличить доходность бизнеса.
Если говорить об отрасли управления активами, то высокая волатильность инструментов фондового рынка, введение беспрецедентного количества санкций, блокировка российских активов и ценных бумаг, а также вытекающий из этого высокий уровень неопределенности, безусловно, играют ключевую роль. Большая часть продуктов управляющих компаний, которые еще недавно были выгодны и востребованы, за прошедший год продемонстрировали в лучшем случае высокую волатильность, а чаще всего — резкое падение. Один из немногих финансовых инструментов, который показал стабильность в это нестабильное время — это закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ). Так, по данным Центрального банка, по итогам 2022 года чистый приток в ЗПИФ составил 1 328 млрд руб.
ЗПИФы были востребованы и ранее, но на фоне текущих событий и в ситуации, когда воспользоваться иностранными инструментами сохранения и приумножения капитала стало намного сложнее, они вышли на первый план. Причина такого интереса заключается в самой природе этого финансового инструмента: он предлагает конфиденциальность, гибкость системы управления, контроль за ЗПИФ как со стороны государства, так и со стороны пайщиков, налоговые каникулы и возможность вывода активов из состава фонда в натуре.
Как трансформируется работа с персоналом?
Одним из серьезных вызовов в текущих условиях становятся именно кадры. Снижающееся качество образования, психологические особенности современных школьников и студентов, снижение мотивации, информатизация и гаджетизация, повышенная инфантильность в обществе — все это становится тормозом развития технологий, роста производительности, а также качества работ и услуг.
Мне кажется, что проблема кадров, к сожалению, уже перешла на государственный уровень, и государству необходимо проводить продуманную, обширную и разностороннюю реформу образования.
На уровне бизнеса я вижу несколько вариантов решения текущих проблем:
- Внедрять технологические карты работ таким образом, чтобы в случае необходимости срабатывала защита, которая бы не позволяла нарушить или изменить процесс к худшему.
- Создавать разноплановые системы обучения и развития сотрудников. Да, в теории это может привести к уходу подготовленных кадров, так как уровень их знаний и навыков повысится и, следовательно, возрастут финансовые ожидания, соответствовать которым текущий работодатель в моменте не сможет или не будет считать целесообразным, так как обучение и так увеличивает стоимость сотрудника.
- Сокращать риски оттока квалифицированного персонала можно и нужно посредством специальных мероприятий по мотивации и удержанию сотрудников. Для этого важно создавать свою сплоченную команду, обеспечивать оптимальные условия труда, включая при необходимости гибкий формат работы, давать сотрудникам больше полномочий, повышая их вовлеченность и ответственность за результат, давать возможность кросс-функционального развития и перехода между проектами, а также использовать иные способы нематериальной мотивации. Безусловно, финансовые аспекты важны для сотрудников, но соответствие их ценностей корпоративной культуре компании, ощущение принадлежности к чему-то важному, интерес к тому, что они делают и какие знания получают, также играет существенную роль.
- Еще одним эффективным методом мне видится модель гибкого управления кадрами — сотрудники, занятые в определенной сфере или проекте, могут войти в состав гибкого кадрового пула и заниматься теми видами деятельности, где их навыки наиболее востребованы. Во главе такого пула назначается руководитель, который на основании информации и понимания, какие направления имеют больший приоритет для компании и какое сочетание навыков для них необходимо, подбирает на проекты и задачи подходящих сотрудников. Такая модель будет полезна и выгодна и компании, и сотрудникам.
Применим ли искусственный интеллект в вашем бизнесе?
В силу причин, озвученных в кадровом вопросе, дополнительный интеллект никому не помешает. И то, что в обозримом будущем сфер применения ИИ будет существенно больше, сомнений нет. Но говорить о массовом применении, скорее всего, можно будет после удешевления самой технологии и процессов обучения ИИ. Все рутинные операции ИИ заберет на себя, но вопросы, связанные с принятием стратегических решений, особенно влияющих на прибыльность или даже выживаемость бизнеса, на откуп машине отдавать не будут. Что касается сферы доверительного управления, то, скорее всего, использование ИИ уместно в обработке больших объемов данных для анализа по тем же ценным бумагам, отраслевым или продуктовым решениям.