Банк России подготовил «Обзор финансовой стабильности за 4-й квартал 2024 - 1-й квартал 2025 гг.», в котором традиционно выделил основные уязвимости российского финансового сектора. По словам заместителя председателя Банка России Филиппа Габунии, в настоящее время регулятор не видит угроз для финансовой стабильности российской экономики, однако продолжает пристально наблюдать за основными рисками.
В первую очередь, регулятор отслеживает риски корпоративного кредитования, так как сокращение кредитования, наблюдавшееся в декабре- феврале, оказалось временным и уже в марте-апреле вернулось к росту. «Кредитного сжатия нет», – подчеркнул Габуния. Тем не менее, по его словам, доля проблемных корпоративных кредитов почти не изменилась за последний год и составила 4% на 1 апреля. Проблемы характерны преимущественно для угольной отрасли, сектора жилой и коммерческой недвижимости, транспорта.
Помимо этого, ЦБ внимательно смотрит на ситуацию с розничным кредитованием и долговой нагрузкой граждан. По словам Габунии, в настоящее время наблюдается замедление и ухудшение качества кредитов физических лиц, однако благодаря ранее принятым ЦБ мерам по ужесточению регулирования этой сферы риски для финансовой стабильности ограничены.
Следующая уязвимость, которую ЦБ традиционно выделяет в обзорах, – процентный риск банков, который особенно заметно проявился на фоне высоких ставок. В целом банковскому сектору удается сохранять запас устойчивости, хотя по отдельным банкам неоднородная ситуация. Как вывод регулятор предлагает стремиться повышать качество оценки процентного риска и быть готовыми к различным траекториям ставок.
Еще одна уязвимость, характерная для российского рынка, за которой следит ЦБ, это валютный риск. По мнению регулятора, этот риск уже во многом реализовался из-за санкций. При этом девалютизация в банковском секторе, снижение доли валют недружественных стран на рынке уменьшают эту уязвимость. С 1 декабря рубль укрепился относительно доллара США на 25%, однако с середины 2024 г. он, наоборот, ослаблялся на сопоставимую величину.
«Валютные риски банков, связанные с укреплением рубля, ограничены благодаря сбалансированной открытой валютной позиции. Убыток банков от валютной переоценки не превысил 1% от капитала сектора. В целом крепкий курс – это естественный результат жесткой денежно-кредитной политики, которая приводит к сдерживанию избыточного спроса, в том числе на импорт, и поддерживает высокий спрос инвесторов на рублевые активы», – отметил Габуния.
Спасибо, что дочитали статью. Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и ВКонтакте