Рынок wellness-услуг, согласно исследованию McKinsey, составляет более $1,5 трлн, в то время как его рост оценивается в диапазоне 5-10% в год. Перспективы роста обеспечиваются как за счет повышения интереса потребителей к wellness-сегменту, так и за счет адаптации предлагаемых услуг к потребностям рынка в новых условиях.
Еще до коронавирусной пандемии многие потребители уделяли хорошему самочувствию и здоровью существенное внимание, но сейчас на фоне периодических локдаунов и стабильно высокого уровня стресса забота о себе стала играть еще более важную роль. Увеличение такого интереса вместе с глобальной диджитализацией открывает новые возможности для бизнеса и расширения wellness-услуг. Эта тенденция отражается и в объеме инвестиций в телемедицину. Согласно исследованию RockHealth.org, в 2020 году объем венчурных инвестиций в сегменте digital health вырос почти на 85% до $14,6 млрд, а только за три квартала 2021 года и объем инвестиций ($21,3 млрд) и количество сделок (541) уже превысили показатели за весь 2020 год.
Важно упомянуть, что объем рынка и его перспективы часто по-разному оцениваются компаниями в зависимости от того, какие именно сегменты и услуги включены в анализ. Например, согласно исследованию Global Wellness Institute, мировой рынок wellness-услуг в 2020 году составлял $4,4 трлн, однако взгляд на рынок в исследовании более широк и включает, например, такие сегменты как wellness-туризм и wellness-недвижимость.
McKinsey, в свою очередь, смотрят на wellness-рынок с точки зрения потребителя и выделяют на нем, шесть основных элементов:
-
Здоровье (health) — базовый элемент wellness, который дополняет традиционные медицинские услуги и включает в себя медицинские устройства для личного использования, медицинские трэкеры, а также различные приложения, которые помогают следить за здоровьем и упрощают взаимодействие с медицинскими учреждениями (например, получение рецептов или запись на прием). По данным исследования McKinsey, больше всего средств в процентном соотношении из годовых затрат на wellness, на эту категорию услуг тратят в Бразилии (64,6%), а меньше всего — в Германии (43,1%)*.
-
Внешний вид (appearance) — в основном включает «athleisure» (одежда для спорта и отдыха) и продукты beauty-индустрии. Лидером по затратам потребителей на этот сегмент является Япония (29,7% от общих wellness-затрат), а наименьшие затраты наблюдаются в Бразилии (12,8%).
-
Фитнес (fitness) — пандемия внесла значительные изменения в поведение потребителей в этом сегменте. Локдауны вынудили многие фитнес-центры временно приостановить работу, а потребители в этих условиях стали уделять большее внимание онлайн-приложениям и программам, которые позволили бы поддерживать форму в домашних условиях. Тем не менее, после отмены локдаунов стало ясно, что востребованность фитнес-центров по-прежнему остается высокой – желание личного общения с инструкторами и другими посетителями клубов «возвращает» людей в формат офлайн. Больше всего на фитнесс из общих годовых wellness-расходов тратят в Германии (27,8%), а меньше всего — в Японии (10,6%).
-
Питание (nutrition) — влияние того, что мы едим, на внешность и здоровье становится все более важным для потребителей и способствует изменению их поведения. Более ⅓ опрошенных в глобальном исследовании McKinsey ответили, что «вероятно» или «определенно» будут больше тратить на мобильные приложения для составления рациона питания, персональной диеты и прочие сервисы, нацеленные на правильное питание. Индивидуально ориентированное питание все больше привлекает и российских граждан, особенно миллениалов и зумеров. Наибольшее внимание этому сегменту с точки зрения затрат уделяют потребители в Китае (11,1%), а меньше всего на этот сегмент тратят в Германии (4,1%).
-
Ментальное здоровье (mindfulness) — так называемое mental health или mental wellness. Распространение психических нарушений вместе с увеличением информированности о методах борьбы со стрессом активизируют рост этой категории по всему миру. Наибольшие затраты на этот сегмент наблюдаются в США (6,3%), а меньше всего на подобные услуги тратят в Японии (1,6%).
- Сон (sleep) — сравнительно новая часть wellness, которая из-за ускоряющегося ритма жизни, присутствия гаджетов и постоянного стресса приобретает все большую популярность. Снотворные лекарственные препараты уступают место современным трекерам и другим гаджетам для изучения и коррекции сна (приложения, гравитационные одеяла, умные матрасы и т.д.). Лидером по потребительским затратам на этот сегмент является Китай (1,5% от годовых затрат на wellness), в то время как меньше всего на подобные услуги тратят потребители в Великобритании (0,3%).
Индустрия оздоровительных услуг набирает все больший «вес» и авторитет во всем мире, призывая потребителей обращать внимание на свое здоровье и постоянно знакомя с новыми методами его улучшения. Развитие технологий и общая wellness-тенденция открывают для людей всех возрастов возможности выбрать наилучшее решение, несмотря на различные ограничения, и стать более здоровыми и успешными.
В наших следующих материалах мы расскажем более детально, какие мировые wellness-тренды нас ждут ближайшие годы.
* — приведенные цифры по странам являются результатом опроса McKinsey, проведенного в августе 2020 года. Опубликованные результаты исследования охватывают 6 стран: Бразилию, Китай, Германию, Японию, Великобританию и США.
Спасибо, что дочитали материал до конца. Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс Дзен и Telegram.