После существенного падения фондовых индексов на фоне коронавируса в начале прошлого года, сегодня мы, наконец, наблюдаем, как большинство инструментов мирового рынка акций демонстрируют рост. Какова их перспектива и на какие конкретно инструменты имеет смысл обратить внимание, рассказывает Вячеслав Исмайлов, генеральный директор КСП Капитал УА ООО.
- Вячеслав, каковы на ваш взгляд, основные тенденции на рынке?
- Свободные деньги, которые появились благодаря фискальным и монетарным стимулам ФРС и ЕЦБ на фоне эпидемии, сейчас логично приводят к росту стоимости ценных бумаг. Тем самым они привлекают еще больше средств, в том числе и средств частных инвесторов. Появление вакцин и тот факт, что люди уже так или иначе привыкли к ограничениям коронавирусной реальности – те факторы, за счет которых сокращается негативное давление на рынки. Создается ощущение, что рынки в принципе игнорируют негативные новости, и это совсем не успокаивает.
Рост инфляции как одно из последствий увеличения ликвидности – фактор риска, находящийся в фокусе рынка. Но еще гораздо более мрачными могут быть последствия, когда (и если) рост ликвидности будет резко прерван. А вероятность «сдувания пузыря» отмечается многими серьезными аналитиками.
Если обратиться к динамике основных индексов акций для России и США, то в марте 2020 года индекс S&P 500 в моменте проваливался с максимальных значений февраля на 35%, а российский Индекс РТС, который торгуется в долларах, сокращался тогда в моменте с максимальных значений начала года в 2 раза. Сейчас индекс S&P 500 вырос более чем в 2 раза с минимумов марта 2020 и торгуется более чем на 30% выше своих максимальных значений до пандемии. Тем не менее, драйверов для дальнейшего роста остается все меньше. Вслед за бурным восстановлением после пандемического шока экономика начинает замедляться, а растущая инфляция заставляет регуляторов задуматься об ужесточении тех мягких монетарных условий, которые и выступали одним из драйверов для роста индексов.
Хотя у ликвидных инструментов есть свои плюсы, не каждый инвестор сможет невозмутимо «пережить» подобную волатильность.
- Как вы оцениваете перспективы российского фондового рынка?
- Если говорить об отдельных инструментах, то на фоне санкционных рисков и перспектив повышения ставки очевидно, что облигации выглядят не очень привлекательно. Что касается акций, есть ряд бумаг, которые в обозримом будущем, вероятно, смогут обеспечить инвесторам неплохую дивидендную доходность. Но для многих из них характерны те же риски.
С другой стороны, оживает рынок высокодоходных облигаций. Большинство компаний вернулись к планам IPO. Это можно приветствовать, так как на российском рынке пока ощущается нехватка качественных бумаг. В случае долгосрочных инвестиций интересными могут быть варианты с недвижимостью. Прошлый год переформатировал отношение к ним как к инвестиционному продукту. Появилось гораздо больше факторов, которые необходимо учитывать для минимизации рисков, присущих рынку недвижимости в этот переломный период.
На этом фоне более привлекательными становятся проекты, которые пока еще не являются публичными, но при этом содержат в себе интересные идеи и высокий потенциал для роста. Так, за последние 5 лет, в России открыто более 1300 новых производств, в том числе почти 150 за первые 8 месяцев «ковидного» 2020-го. Для реализации этих и подобных идей, включая сервисные услуги и сельское хозяйство, тоже нужны инвестиции. В плане инвестиций, следует обратить внимание на перспективные и востребованные проекты, в том числе структурированные через закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ).
ЗПИФ – это инвестиционный инструмент, такой же как акция, облигация, депозит и т.д. Это фонд, в который пайщики вносят свои активы, причем практически в любой форме – денежные средства, ценные бумаги, имущество, недвижимость и т.д. − для того, чтобы управляющая компания ими управляла или инвестировала в потенциально интересные проекты. Проекты могут быть практически любые: крупные промышленные предприятия, технологические стартапы, винный бизнес, кинобизнес и др. Ограничений почти нет – есть только нюансы учета и контроля определенных видов активов.
- Какие преимущества вы видите у ЗПИФ?
- Когда мы говорим об инвестициях в ЗПИФ, в которых «выращиваются» небольшие и средние проекты, то потенциал их роста может составлять десятки, а то и сотни процентов на интервале от трех до пяти лет. Несмотря на разницу в потенциальной доходности, риски инвестора при инвестициях в ЗПИФ и на фондовом рынке могут быть вполне сопоставимы. Достаточно вспомнить количество дефолтов по облигациям, произошедших в 2008-2009 годах.
Управляющая компания, отбирая проект в ЗПИФ, заинтересована в том, чтобы проект жил и развивался как можно дольше, чего нельзя сказать об организаторах выпусков облигаций. Это связано с тем, что задача андеррайтеров состоит в размещении среди максимального количества инвесторов. А что потом будет с эмитентом, его, по большому счету, не интересует. Поэтому, инвестируя в облигации, прежде всего в корпоративные, нужно иметь четкое представление о деятельности эмитента. В случае ЗПИФ эту функцию на себя берет управляющая компания. Если она ответственно подходит к выбору и сопровождению проектов, то потенциальный риск для инвесторов не превышает риска при инвестициях в другие ценные бумаги, а доходность может быть существенно выше. При этом порог входа в ЗПИФ относительно невысок – в зависимости от фонда он начинается от нескольких сотен тысяч рублей.
- Существуют ли еще какие-то возможности использования ЗПИФ?
- Да, например, фонды семейного капитала. Сегодня начало формироваться понимание у предпринимателей, что активы, полученные в течение их жизни, надо правильно и безопасно передать своим наследникам. Причем под «безопасно» подразумевается не только физическая сохранность капиталов для наследников, но и исполнение воли человека, а также нивелирование возможных конфликтов.
Говоря сейчас о фондах семейного капитала, мы имеем в виду комбинированные ЗПИФ. Широкие возможности инвестиционной декларации позволяют объединять в единый имущественный комплекс самые разнообразные классы активов. Например, доли в предприятиях, недвижимость, землю, ценные бумаги и иное имущество. Если большинство активов семьи находится в России, то создание семейного фонда на базе комбинированных ЗПИФ является наиболее удобной и дешевой формой консолидации, защиты и передачи активов. Такой фонд одновременно может решать целый ряд задач: защита от недружественного поглощения, объединение разрозненных активов, распределение доходов среди наследников, передача имущества по наследству в зависимости от воли наследодателя, сохранение бизнеса в случае внезапной смерти владельца и многие другие.
Как и все финансовые новации, фонды семейного капитала в России еще не получили такого распространения, как в других странах, но по мере повышения общей финансовой грамотности этот инструмент займет свое место среди услуг управляющих. В линейке продуктов ЗПИФ нашей управляющей компании он уже занял свое место и становится все более востребованным.
Как и от кого можно защитить активы в фондах семейного капитала в «оболочке» ЗПИФ, какое место они занимают в российском правовом поле и как проконтролировать наследство владельца фонда семейного капитала, мы расскажем уже на следующей неделе.
Спасибо, что дочитали материал до конца. Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс Дзен и Telegram.