Неправильное отношение с деньгами у детей и подростков, которое формируется в семье, может вести к тому, что практический навык обращения с денежными средствами будет формироваться у них только после достижения трудоспособного возраста. Очевидно, что это не способствует повышению их финансовой грамотности и, соответственно, увеличивает для них риски. Между тем, проблема финансовой грамотности в России сейчас стоит очень остро: большинство населения не имеет накоплений вообще, те же, кто эти накопления имеют, на черный день отложили какие-то мизерные суммы и хранят их буквально под подушкой. Чтобы такого не происходило в будущем, семья должна с малолетства закладывать ребенку азы финансовой грамотности.
По данным НАФИ, 77% россиян, имеющие детей, не ведут семейный бюджет и 73% не привлекают ребенка к планированию семейного бюджета. Только 16% родителей активно привлекают детей к планированию семейного бюджета, еще 11% держат их в курсе расходов и доходов, но участия в планировании дети не принимают. Остальные 73% семей не привлекают детей совсем. Только треть родителей (33%) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Время от времени это делают 29% родителей.
75% несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, большая часть которых (81%) поступает детям в качестве карманных денег от родителей. Получение таких средств не всегда подчинено каким-либо четким правилам, вследствие чего дети с трудом могут планировать собственные доходы.
Исследование было проведено в 2015 году, но, ориентируясь на информацию последних опросов об уровне финансовой грамотности населения, нет оснований предполагать, что сегодня ситуация кардинально изменилась.
Надо ли что-то делать?
Ответ очевиден – обязательно и начинать нужно было еще вчера. Но, если вы не сделали это вчера, у вас все еще есть сегодня. Давайте разберемся, как надо разговаривать с детьми про финансы и к чему надо их приучать.
Первое, что надо понять – в этом вопросе, как и любом другом важна системность. Думаю, пояснять, что это, смысла нет.
Найдите книжки о финансах по возрасту ребенка, которые будут ему интересны. Книг по этой теме огромное множество, начиная от книжек для двухлеток, вроде «Как рассказать детям о деньгах», или «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» для детей постарше. В более взрослом возрасте можно уже читать «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка», «Как потратить деньги с умом», или «Начинающий инвестор». Есть и такие интересные варианты, как «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять». Для детей от 12 лет подойдет книга «Финансы для тинейджеров» или даже «Богатый папа, бедный папа для подростков» известного автора Роберта Кийосаки. Выбирайте то, что будет интересно именно вашему ребенку.
В Москве есть несколько мест, где детям расскажут и покажут, как функционирует финансовая система. Например, в Мастерславле есть блок про биржу и банк, где детям в игровой форме расскажут о том, как работают эти финансовые учреждения. В Кидзании и Кидсбурге представлено огромное количество профессий, которые дети могут попробовать, в том числе и те, что связаны с финансами.
Используйте игры, которые помогут получить азы финансовой грамотности, такие как монополия, детский вариант cash flow, миллионер. Эти игры зачастую адаптированы для детей младшего возраста, например, миллионер подойдет для детей от 4 лет, а монополия есть для детей от 5 лет.
Есть различные приложения на телефон, которые также расскажут ребенку про финансы, например, приложение «финзнайка», «финансовая грамотность» в игре научат ставить финансовые цели и добиваться их.
Но никакие игры и книги не помогут так, как постоянные разговоры и объяснения
Учите ребенка копить – объясняйте, как это делается и зачем. Пусть поставит свою цель и откладывает на нее деньги, а вы помогайте и контролируйте процесс. Заведите для ребенка 2 конверта или коробки «потратить», «отложить» и раскладывайте в них карманные деньги. Это даст возможность ребенку правильно планировать расходы и откладывать деньги. Научите вести бюджет - пусть записывает, сколько денег он получил, отложил и потратил, покажите ему, как это делаете вы сами.
Планируя поход в магазин или место, где на ребенка будут тратить деньги, заранее обсудите, сколько денег вы готовы потратить, можно обсудить, как это сделать наиболее оптимальным способом, как распределить бюджет.
Можно провести эксперимент «финансовая самостоятельность»
В начале месяца дайте ребенку сразу всю сумму карманных денег на месяц и предупредите его о том, что это деньги на весь месяц. И пусть он сам в течение этого срока ведет свой бюджет и контролирует траты. В конце месяца (или раньше, если он потратит все деньги сразу) обсудите с ним, что он сделал правильно, а что было сделано не так. Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно принимать определенные решения и нести за них ответственность – потратил деньги слишком быстро, значит, придется какое-то время обходиться без карманных денег.
Но самый главный совет, который знают все родители, но зачастую о нем забывают: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был финансово грамотным, он должен видеть грамотное поведение своих родителей.