Приветствую, уважаемые читатели и подписчики. В это материале продолжаем серию публикаций на тему поведенческих финансов, начало которой было положено вот в этом посте.
В предыдущем материале обозначили, что для инвесторов характерны различные предрасположенности или предубеждения — то, что по-английски называется biases. В поведенческих финансах также существует несколько классификаций, в которых инвесторы условно подразделяются на типы в зависимости от их склонности к риску и других характеристик. Для каждого из этих типов характерен определенный набор предубеждений, но это уже отдельная тема, которую я, возможно, опишу в отдельной статье.
Итак, как уже обозначалось в прошлый раз, biases подразделяются на:
- когнитивные ошибки / искажения — возникают из-за когнитивных ограничений, не позволяющих человеку непредвзято проанализировать всю доступную информацию (как правило такие предрасположенности возможно исправить за счет обучения и/или предоставления более полной и структурированной информации)
- и эмоциональные — вызваны эмоциями и часто не поддаются исправлению за счет обучения, поэтому к таким biases лучше адаптироваться, например, выработав определенный набор правил.
В этой статье рассмотрим три примера biases, относящихся к когнитивным, и проиллюстрируем их ситуациями на рынке на примере российских или зарубежных активов.
- Первая рассматриваемая предрасположенность — Confirmation bias ("ошибка подтверждения" или "склонность к подтверждению") — когнитивная ошибка, которая возникает тогда, когда инвестор, у которого в результате анализа (или в силу других причин) сформировался определенный взгляд на какой-либо инструмент, склонен при дальнейшем учете новой информации игнорировать то, что противоречит ранее сделанным выводам, и наоборот, обращать больше внимания на то, что может оправдать и подтвердить эти выводы.
В качестве примера здесь можно привести условного "инвестора", купившего бумаги компании Tesla, которые, судя по данным торгов на Санкт-Петербургской бирже, пользуются большой популярностью у российских игроков.
Если наш условный "инвестор" вложился в акции компании в начале 2021 года, аргументируя это решение тем, что компания, вероятно, будет доминировать на рынке электрокаров в ближайшее десятилетие, а также позитивным на тот момент "эффектом момента" после существенного роста акций на протяжении 2 месяцев, то сейчас ситуация могла претерпеть изменения.
Все больше традиционных автопроизводителей заявляет о переориентации на этот рынок, в то время как акции самой компании откатились от январских максимумов на фоне сомнительной истории с Bitcoin, который компания сначала начала принимать в качестве оплаты своей продукции, а затем отказалась от этого намерения.
В этой ситуации условному "инвестору" самое время обновить свой прогноз, проведя новый анализ рынка с учетом данных других производителей. Но зачастую участники рынка не проводят подобный анализ и игнорируют негативные предпосылки, опираясь лишь на уже сделанные выводы, которые могут быть неактуальны в текущих условиях.
- Вторая предрасположенность — Representativeness bias ("репрезентативность") — когнитивная ошибка, при которой инвесторы классифицируют новую информацию, исходя из их предыдущего опыта. При этом инвестор может делать выводы без учета вероятности реализации того или иного сценария, а также не учитывать тот факт, что имеющийся у него опыт может быть слишком узким и не подходить для описания общей картины происходящего (если говорить в терминах статистики - выборка в данном случае является нерепрезентативной).
Примером может послужить одно из нескольких недавних IPO на российском рынке. Не секрет, что в конце 2020 - начале 2021 года количество первичных размещений в мире заметно возросло, как и интерес к ним, а многие из этих размещений были достаточно успешными, что могло сформировать у новичков на рынке ошибочное представление о прибыльности участия в IPO, а также о рисках, с этим участием связанных.
Российский рынок также может похвастаться успешными размещениями, одним из которых является IPO Ozon, хотя, справедливости ради, отметим, что компания размещалась не только на Мосбирже, но и на бирже Nasdaq.
После успеха Ozon в апреле IPO на Московской бирже провела компания Segezha group, собственником которой, как и собственником Ozon, является АФК "Система". Тренды конца 2020 - начала 2021 года и успех IPO Ozon могли сформировать у участников рынка завышенные ожидания относительно размещения Segezha group, мультипликаторы которой при размещении были не самыми низкими для российского рынка, даже с учетом того, что размещение прошло вблизи нижней границы от заявленного диапазона.
- Третья рассматриваемая предрасположенность — Framing bias ("эффект обрамления" или "зависимость от формы"), также относящаяся к категории когнитивных искажений, возникает тогда, когда на решение инвестора влияет та форма (или обрамление), в которой преподносится информация для принятия этого решения. Самым простым общим примером здесь может послужить предложение сыграть в игру, которая удваивает вашу ставку в случае выигрыша и полностью лишает вас поставленных средств в случае проигрыша, а вероятность успеха в которой составляет 50%. Если это предложение представляют как "сегодня вам выпадает уникальный шанс удвоить свои средства с вероятностью 50%", то решение об участии для человека, не склонного к риску, может отличаться от того, которое он бы принял, если бы вместо основного текста прочитал бы пояснение, написанное мелким шрифтом в конце страницы и звучащее как "участие в игре предполагает потерю всех поставленных средств в половине случаев".
В качестве иллюстрации вернемся к предыдущему примеру. Перед размещением Segezha Group, маркетинговый материал о компании от одного из ведущих российских брокеров перед содержательной частью, которая относилась к разбору самой компании, уделял внимание уже упомянутому IPO Ozon, акцентируя внимание на его успехе и том факте, что контролирующим инвестором в обеих компаниях является АФК "Система".
Для неспециалистов, которые не знакомы с методами анализа отраслей и оценки компаний, такое сравнение и способ представления информации мог оказаться одним из ключевых факторов, на основе которого они принимали окончательное решение об участии в IPO. Многие инвесторы пришли на рынок сравнительно недавно и не могут до конца представлять, чем именно лесопромышленный холдинг, оперирующий на относительно сложившемся рынке и требующий для расширения высоких капитальных затрат, отличается от растущего онлайн-ритейлера, бизнес-модель которого стала еще более востребованной в пандемию, поэтому их решение может быть продиктовано не расчетом и вдумчивым анализом рынка и показателей, а тем, как материал представлен. Краткосрочные результаты IPO Segezha Group пока не оправдали ожиданий инвесторов и оказались несопоставимы с результатами размещения Ozon.
На практике избежать ошибок связанных с вышеописанными biases может выстраивание процесса принятия инвестиционных решений, подразумевающего обязательное выполнение нескольких условий. Например, вместо принятия решения под влиянием текущих трендов и хайпа, постараться:
- проанализировать реальное положение вещей на рынке и убедиться, что его потенциала достаточно для роста компании на заданном горизонте;
- провести анализ показателей самой компании, определить ее сильные стороны и конкурентные преимущества (то, за счет чего компания будет выигрывать конкуренцию) и постараться понять, достаточны ли они для достижения успеха на рынке, посмотреть на мультипликаторы компании для того, чтобы определить, есть ли потенциал для дальнейшего роста акций и не заложены ли высокие ожидания в цену уже сейчас, оценить уровень долговой нагрузки и устойчивость бизнеса в случае кризиса или ужесточения условий финансирования;
- если вы полагаетесь на технический анализ, проанализировать те тренды, которые демонстрируют акции в настоящий момент с целью определить перспективы для апсайда;
- ознакомиться с презентациями и отчетами компании, почитать интервью менеджмента и крупных акционеров, выяснить как в компании обстоят дела с корпоративным управлением;
- попытаться ответить на вопрос "почему не стоит инвестировать в данный бизнес" (в идеальном случае ответа вы найти не должны, но так бывает очень редко).
Конечно, приведенные здесь шаги не универсальны, а каждый участник рынка должен сам формировать процесс так, чтобы он был одновременно удобен, эффективен и занимал оптимальное количество времени, если участник занимается инвестициями непрофессионально. Тем не менее, создание и оптимизация процесса принятия решений с учетом ошибок и характерных лично для вас biases может иметь важное значение для долгосрочного успеха и поможет избежать необязательных потерь, если вы находитесь только в начале вашего инвестиционного пути.
Спасибо, что дочитали материал до конца. Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс Дзен и Telegram.