23 октября 2022 года исполнится 20 лет, как аббревиатура ЗПИФ (закрытый паевой инвестиционный фонд) вошла в обиход российских предпринимателей – именно в этот день в 2002 году были зарегистрированы правила первых ЗПИФ в России.
И, несмотря на то, что срок прошел уже немалый, этот инструмент по-прежнему не очень понятен как для российских частных инвесторов, так и для бизнеса. А способов его применения огромное множество.
Например, актуальным и нестандартным способом использования ЗПИФ может стать программа поощрения менеджмента компании.
Как правило, программы поощрения менеджмента предполагают вознаграждение на базе акций. Но мало кто знает, что существует вариант программы мотивации ТОП-менеджеров через передачу акций в ЗПИФ с последующим распределением инвестиционных паев фонда между сотрудниками.
Как это работает
Компания учреждает закрытый паевой инвестиционный фонд, который покупает акции компании на рынке либо получает их в оплату паев от компании или от акционеров по рыночной/оценочной цене в размере, соответствующем согласованной программе. Участники программы приобретают или получают паи ЗПИФ и таким образом через ЗПИФ становятся владельцами акций компании. С ними заключаются договоры, в соответствии с которыми будет осуществлена продажа паев при реализации программы: в момент реализации программы фонд продает паи ее участникам или на рынке и распределяет доход с этой продажи среди участников мотивационной программы.
Преимущества и недостатки программы мотивации, реализованной с помощью ЗПИФ
Что касается минусов ЗПИФ при использовании в мотивационных программах, то их по сути не так много. Один из, наверное, основных – это то, что сотрудники, получающие паи ЗПИФ, должны быть признаны квалифицированными инвесторами. Также важно, что самими сотрудниками такая программа может быть воспринята с опаской: получать паи ЗПИФ, которые невозможно так же просто потратить, как деньги, и нельзя легко продать, как акции, многим из них может не понравиться. Сотрудники больше привыкли размышлять периодом в год и получением «живых» денег за этот период. Прошёл год, планы и задачи выполнены - получаешь премию. Ну и не надо забывать о дополнительных расходах при реализации такого проекта: расходы на вознаграждение управляющей компании и на инфраструктуру ЗПИФ, что в свою очередь является платой за профессиональное управление и гарантией безопасности активов.
Если говорить о преимуществах, то для собственника бизнеса использование ЗПИФ в качестве мотивации для менеджмента имеет целый ряд плюсов по сравнению с мотивационными программами с помощью акций. Так, менеджмент получает свои мотивационные выплаты из дохода от ЗПИФ, но при этом не участвует или ограниченно участвует в корпоративном управлении компании, в отличие от мотивации через владение акциями. Корпоративное управление остаётся за управляющей компанией ЗПИФ и ведётся строго в соответствии с тем, что написано в Правилах доверительного управления фондом.
Компании, которые выплачивают мотивационную часть своими акциями, как правило, стараются вносить ограничения на продажу акций сотрудниками, чтобы избежать снижения цен акций, в случае если это публичная организация, и появления в числе акционеров третьих лиц, в случае если компания непубличная. Таким образом, мотивация остается действующей, но без «побочных эффектов» для рыночной позиции.
Одним из важных преимуществ является и то, что через ЗПИФ выплата может осуществляться как всей суммы мотивации сразу, так и частями, например, раз в месяц в течение года. Также нельзя забывать об отсрочке по НДФЛ: доход, получаемый в ЗПИФ, не облагается налогом.
Читайте нас также в нашем Telegram канале https://t.me/KSPcapital