• Главная
  • Блог
  • Мотивационные программы менеджмента через структуру ЗПИФ

Мотивационные программы менеджмента через структуру ЗПИФ

Мотивационные программы менеджмента через структуру ЗПИФ
Рассказывает Дмитрий Ярцев, заместитель генерального директора КСП Капитал УА

23 октября 2022 года исполнится 20 лет, как аббревиатура ЗПИФ (закрытый паевой инвестиционный фонд) вошла в обиход российских предпринимателей – именно в этот день в 2002 году были зарегистрированы правила первых ЗПИФ в России.

И, несмотря на то, что срок прошел уже немалый, этот инструмент по-прежнему не очень понятен как для российских частных инвесторов, так и для бизнеса. А способов его применения огромное множество.

Например, актуальным и нестандартным способом использования ЗПИФ может стать программа поощрения менеджмента компании.

Как правило, программы поощрения менеджмента предполагают вознаграждение на базе акций. Но мало кто знает, что существует вариант программы мотивации ТОП-менеджеров через передачу акций в ЗПИФ с последующим распределением инвестиционных паев фонда между сотрудниками.

Как это работает

Компания учреждает закрытый паевой инвестиционный фонд, который покупает акции компании на рынке либо получает их в оплату паев от компании или от акционеров по рыночной/оценочной цене в размере, соответствующем согласованной программе. Участники программы приобретают или получают паи ЗПИФ и таким образом через ЗПИФ становятся владельцами акций компании. С ними заключаются договоры, в соответствии с которыми будет осуществлена продажа паев при реализации программы: в момент реализации программы фонд продает паи ее участникам или на рынке и распределяет доход с этой продажи среди участников мотивационной программы.

Преимущества и недостатки программы мотивации, реализованной с помощью ЗПИФ

Что касается минусов ЗПИФ при использовании в мотивационных программах, то их по сути не так много. Один из, наверное, основных – это то, что сотрудники, получающие паи ЗПИФ, должны быть признаны квалифицированными инвесторами. Также важно, что самими сотрудниками такая программа может быть воспринята с опаской: получать паи ЗПИФ, которые невозможно так же просто потратить, как деньги, и нельзя легко продать, как акции, многим из них может не понравиться. Сотрудники больше привыкли размышлять периодом в год и получением «живых» денег за этот период. Прошёл год, планы и задачи выполнены - получаешь премию. Ну и не надо забывать о дополнительных расходах при реализации такого проекта: расходы на вознаграждение управляющей компании и на инфраструктуру ЗПИФ, что в свою очередь является платой за профессиональное управление и гарантией безопасности активов.

Если говорить о преимуществах, то для собственника бизнеса использование ЗПИФ в качестве мотивации для менеджмента имеет целый ряд плюсов по сравнению с мотивационными программами с помощью акций. Так, менеджмент получает свои мотивационные выплаты из дохода от ЗПИФ, но при этом не участвует или ограниченно участвует в корпоративном управлении компании, в отличие от мотивации через владение акциями. Корпоративное управление остаётся за управляющей компанией ЗПИФ и ведётся строго в соответствии с тем, что написано в Правилах доверительного управления фондом.
Компании, которые выплачивают мотивационную часть своими акциями, как правило, стараются вносить ограничения на продажу акций сотрудниками, чтобы избежать снижения цен акций, в случае если это публичная организация, и появления в числе акционеров третьих лиц, в случае если компания непубличная. Таким образом, мотивация остается действующей, но без «побочных эффектов» для рыночной позиции.
Одним из важных преимуществ является и то, что через ЗПИФ выплата может осуществляться как всей суммы мотивации сразу, так и частями, например, раз в месяц в течение года. Также нельзя забывать об отсрочке по НДФЛ: доход, получаемый в ЗПИФ, не облагается налогом.



Читайте нас также в нашем Telegram канале https://t.me/KSPcapital

Большой Саввинский переулок, дом 12, стр. 16, Москва, 119435



Оставайтесь на связи

Подпишитесь на нашу рассылку